Аварии в системах отопления могут быть вызваны следующими причинами: образование воздушных пробок в радиаторах, разрушение тепловой изоляции обогревателей, скопление продуктов коррозии. Чтобы ликвидировать аварию необходимо обнаружить поврежденный участок системы отопления и ликвидировать повреждения.
Аварийное прекращение отопления квартиры ухудшает комфортные условия проживания людей. Для ликвидации аварий затрачиваются немалые материальные средства. Новые и прошедшие капитальный ремонт системы отопления долгое время могут не обнаруживать скрытые дефекты, способные вызвать аварию. Во время эксплуатации происходит естественное старение отопительного оборудования, трубопроводов и контрольно-измерительной аппаратуры. Поэтому противоаварийная профилактика заключается в заблаговременном выявлении очагов разрушения.
По плану профилактических работ необходимо производить текущий ремонт систем отопления, а также осуществлять наблюдение за работой отопительных приборов. Должны проверяться показания измерительной аппаратуры, вноситься исправления при всяких отклонениях от заданных режимов. Причинами нарушения работы элементов системы отопления могут быть:
образования «воздушных мешков» в радиаторах,
скопление шлама и продуктов коррозии,
разрушение тепловой изоляции обогревателей, что вызывает увеличение теплопотерь и снижение температуры теплоносителя,
недостаточная плотность соединений труб и батарей отопления.
При плохом содержании обогревателей наблюдается постепенное уменьшение производительности и завышение температуры воды на выходе из батареи. Нарушение работы обогревателей вызывают преимущественно отложения солей временной жесткости, которые содержатся в воде. Во время профилактических ремонтов необходимо своевременно удалять накипь из отопительных приборов и принимать меры для уменьшения солеотложений.
Статистика показывает, что основная масса аварий происходит из-за коррозии радиаторов отопления, разрыва сварных швов корпусов отопительных приборов, разрушения арматуры. Из-за плохого содержания систем отопления и нарушения правил эксплуатации аварии возникают вследствие замерзания воды в отопительных приборах и трубах.
Частые аварии в системах отопления происходят в результате образования сквозных свищей, вызванных в 90% случаев разрыва труб систем отопления наружной коррозией. Коррозия возникает там, где имеется доступ влаги к поверхности труб систем отопления: при контакте с грунтом, со стенами камер и каналов. Коррозия – это скрытый процесс, поэтому ее профилактика заключается в регулярной проверке состояния изоляции, труб и отопительных приборов.
Чаще всего сварные стыки батарей разрываются на изгибах. Перенапряжение сварных швов могут возникать от несоблюдения режимов прогрева радиаторов.
Замораживание воды чаще всего наблюдается на концевых участках системы отопления.
Последовательность проведения аварийно-восстановительных работ:
1. Обнаружение и локализация поврежденного участка системы отопления
2. Восстановление нормального режима работы неповрежденных участков системы отопления
3. Ликвидация повреждения
4. Включение участка и восстановление отопления у отключенных потребителей
Первым признаком аварии системы отопления является падение давления в нейтральной точке и увеличение расхода воды. Для быстрого обнаружения и устранения неполадок в кратчайший срок должен быть разработан план. На весь период поиска места повреждения в системе отопления необходимо обеспечить нормальный или специально разработанный аварийный режим теплоснабжения. При значительной утечке воды во избежание опорожнения систем отопления используются все наличные подпиточные средства.
Внешним осмотром системы отопления места аварии обнаруживаются по парению из камер, колодцев, растаявшему снегу, по шуму вытекающей воды. На ТЭЦ в первую очередь проверяется герметичность подогревательной установки. При полной исправности подогревателей и невозможности визуального определения места аварии производят поочередное отключение распределительных сетей, систем отопления отдельных потребителей. Данные действия осуществляют до тех пор, пока не обнаружится источник аварии, который можно опознать по резкому сокращению подпитки. После отключения аварийного участка работу системы отопления переводят на нормальный режим, а на неисправном участке производят восстановительные работы.
Автор: