Международный поисковый B2B-портал КОМПАСС
+38 (057) 758-78-30, 759-12-66 office@kompass.ua www.kompass.ua |
Немного об акустических системахКачество звука в домашнем музыкальном театре зависит и от носителя звука, и от аппаратуры, в том числе и от звуковых колонок. Отличный звук можно получить и от старинных виниловых пластинок, и от современных DVD-устройств. Современный громкоговоритель (динамик, звуковая головка, динамическая головка) довольно сложное устройство. Он не намного изменился с тех пор, как был изобретен. Разработанный в 1925 году в BELL Laboratories (США) электродинамический принцип возбуждения механических колебаний звуковой катушки с диффузором в громкоговорителе предусматривал использование в нем электромагнита, питаемого от сети постоянного тока. Двумя годами позже, в 1927 году, в Англии инженер Г. Хартлей (Harold A.Hartley) из компании ENGLISH ELECTRIC Co предложил установить в динамической головке взамен устройства подмагничивания постоянный магнит. Производство мощных магнитов для нужд электропромышленности к тому времени уже было налажено, и было известно о стабильном сохранении изначально заданных параметров. Г. Хартлей считал, что для передачи всего диапазона звуковых частот достаточно одного хорошего громкоговорителя. Разработанный им громкоговоритель отвечал требованиям высокой верности воспроизведения звуков, и поэтому применительно к нему был запущен в обращение термин "Хай-Фай" (Hi-Fi, High Fidelity) - высокая верность. Термин закрепился, и его применение распространилось на другие разновидности бытовой качественной звуковой аппаратуры. В последующем требования, а также методы и средства измерений характеристик Hi-Fi-радиоаппаратуры были изложены в европейском стандарте DIN 45500. По заветам Г. Хартлея до сих пор выпускаются динамические головки английской фирмы LOWTHER, отвечающие требованиям широкополосности.
В разработках и производстве современных электродинамических громкоговорителей до сих пор повторяются нововведения, известные еще с 1920-х годов. Вместе с тем на протяжении многих лет практически все конструктивные элементы акустических преобразователей дорабатывались. В процессе их совершенствования больше всего внимания уделялось возмущающим мембранам, устройствам их подвеса и центрирующим шайбам. Так, например, у многих нынешних динамических головок материалом для воздушных возбудителей служит не только апробированная прессованная пропитанная бумага с добавками, но и предложенный английской фирмой B&W (Bowers & Wilkins) полипропиленовый материал, армированный кевларовыми нитями. В других случаях для диффузоров низкочастотных, среднечастотных, высокочас тотных громкоговорителей подходит стеклоткань, керамика, а также металлы - титан, алюминий, сплав алюминия с магнием; распространены мембраны двух- и трехслойные из металла, синтетики в сочетании с бумагой. В последние годы мембраны большинства высокочастотных головок преобразовались в излучатели купольного (выгнутого наружу) типа. Для уменьшения веса и лучшей управляемости изготавливаются они чаще из металлической фольги или шелка. Совершенствовались и постоянные магниты: для их изготовления стали использовать редкоземельные элементы с высокой способностью к намагничиванию, например легкосплавный металл неодим.
В громкоговорителе мембрана совершает поршневые (колебательные) перемещения вперед-назад. Звуковая волна идет на слушателя. Понятно, что смещение диффузора в направлении слушателя является рабочим (полезным). Движение его тыльной части в противоположную сторону не замечалось бы на слух, если бы излучатель находился в открытом пространстве (например, в чистом поле). В реальных условиях обратные воздушные волны, будучи отраженными от стен помещений с некоторым запозданием во времени, также воздействуют на слушателя и несколько искажают звуковой образ. Тем не менее в 1920-1930-х годах и много лет потом для радиоприемников и радиол применялись открытые с двух сторон акустические конструкции. Это оправдывалось возможностью реализовать в полной мере в то время еще недостаточные мощностные данные громкоговорителей. Появившееся позднее акустическое оформление в виде закрытых ящиков предусматривало в звуковой колонке глухую заднюю стенку, благодаря которой исключается взаимодействие фронтального и тылового излучений громкоговорителей. Внутри корпуса колонки обратные воздушные волны гасятся непараллельными стенками и поглощающими материалами.
Достичь качественной передачи звука весьма сложно. Получившее ныне повсеместное признание конструктивное решение, поименованное как "закрытый ящик", оказалось весьма эффективным для неискаженной передачи звука в заданной полосе частот. Но в соответствии с азбучными законами радиотехники при использовании динамической головки с высокой добротностью здесь слишком громко звучат басы. При установке в звуковой колонке громкоговорителя с пониженной добротностью получается более широкая и ровная амплитудно-частотная характерис тика (АЧХ). Но вместе с тем уменьшается громкость воспроизводимых низких частот. Поэтому было предложено ввести в звуковую колонку акустический усилитель низких частот - фазоинвертор (за рубежом - Bassreflex, Vented box, Ported box). По существу фазоинвертор представляет собою довольно простую конструкцию, повторяющую разработанный почти 150 лет назад классический резонатор Г. Гельмгольца - великого ученого и первопроходца акустики. Впервые использовать Bassreflex для увеличения громкости звучания низкочастотной составляющей музыкального сигнала предложил инженер A.Typac (Albert L. Thuras) из лаборатории BELL Labs (США). Свое видение акустического устройства он изложил в заявке на патент от 15 августа 1930 года. Вокруг базового громкогово рителя предусматривался монтаж 13-ти резонаторов. В последующем эмпирически было установлено, что для подъема басов при воспроизведении музыки легкого жанра достаточно одного-двух резонаторов. Нововведение понравилось разработчикам и производителям звуковых систем. Подавляющее большинство выпускаемых ныне звуковых колонок имеют легко исполняемую в производстве, а потому недорогую пристройку в виде фазоинвертора. Даже очень дорогие акустические преобразователи динамического типа стоимостью несколько тысяч и более десяти тысяч долларов США содержат простой встроенный фазоинвертор. Отверстие порта дополнительного излучателя легко обнаруживается позади, снизу, сбоку, но чаще всего спереди прямоугольных корпусов; довольно часто оно имеет вид входа в скворечник.
Нелишне пояснить, что современный потребитель бытовой стационарной и мобильной радиоаппаратуры в основном слушает музыку с упором на низкие частоты. Отдельным любителям хочется, чтобы от уханья басов вздрагивал даже корпус легкового автомобиля во время движения. Изготовители аппаратуры вынуждены идти по пути наименьшего сопротивления и потворствуют потребителю. Именно этим обстоятельством объясняется предрасположенность разработчиков и поставщиков к фазоинверторам и "басовитости" вообще домашних акустических колонок. Акустики в течение многих лет усовершенствовали систему звуковых колонок с фазоинверторами: разработаны методики расчетов, рекомендованы новые материалы, оригинальные формы резонирующих "горловин" (тоннельные, щелевые, конусные, экспоненциальные, "песочных часов" и др.). Однако не удалось справиться с основным недостатком акустического резонатора - фазовыми искажениями.
Фазовые искажения формы несинусоидальных сигналов не оказывают влияния на передачу основных тонов музыкального ряда, но приводят к нежелательной окраске звучания натуральных инструментов, искажениям в естественности их передачи. Порождаемые фазоинвертором фазовые сдвиги гармоник в сложных сигналах популярной музыки также приводят к отличиям, возникающим при воспроизведении оригинала, но они менее заметны, поскольку и так в достаточных объемах содержатся в исходных записях используемых исполнителями электроинструментов. Еще менее заметны фазовые искажения в акустических системах, передающих звуковые эффекты в аппаратуре домашних кинотеатров. Любителям классической музыки и джаза, слушающим концерты в домашних условиях, известно, насколько достовернее и красочнее звучат натуральные ударные, духовые, струнные (контрабас) инструменты оркестров в звуковых колонках без фазоинверторов. Однако по ряду уважительных причин у многих владельцев домашней аппаратуры в пользовании находятся именно колонки с фазоинвертором, и не наступила пора их заменять. Специалисты по акустике и радиолюбители для повышения качества воспроизведения оригинала предлагают отверстия фазоинверторов закрывать самодеятельными поролоновыми, пенопластовыми или матерчатыми заглушками. И действительно, качество звучания музыки всех направлений улучшается. Попутно следует заметить, что такими заглушками отдельные фирмы даже комплектуют свои акустические изделия.
Многие любители отмечают недостаток громкости звучания низкочастотных составляющих у серийно выпускаемых DVD/CD дисков и других носителей, причем не только у популярных композиций, но и у произведений классичес кого жанра (например, оперы). Казалось бы, легко повысить громкость звучания инструментов "басовой" части оркестра (ансамбля) с помощью регулятора "громкость низких частот" усилителя. Но известно, что для качественного воспроизведения музыкального шедевра не следует нарушать балансировку усилителя, лучше держать в нейтральном положении регуляторы уровня низких и высоких частот. Получить независимое усиление низкочастотной части спектра музыкального сигнала помогают сабвуферы.
Совокупное объединение двух звуковых колонок с сабвуфером в музыкальной стереофонии получило наименование "трифоник". Сабвуфер имеет еще одно важное эксплуатационное достоинство - его всегда можно выключить, если кажется, что без него можно обойтись. При этом не нарушается способность аппаратуры к воспроизведению музыкального ряда и не надо производить переключений (перекоммутации) соединительных подводящих проводов.
Источник: http://midnight.nnm.ru |
Copyright © 2001-2024 "КОМПАСС Украина". Все права защищены. Использование материалов "Articles.KOMPASS.UA" разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на "Articles.KOMPASS.UA". |