Международный поисковый B2B-портал КОМПАСС
+38 (057) 758-78-30, 759-12-66 office@kompass.ua www.kompass.ua |
Аналитика в ритейле: структура, проблемы, пути развития
Не секрет, что розничная торговля - одна из наиболее активно развивающихся отраслей экономики. Более того, ее состояние уже давно находится на достаточном уровне развития, чтобы детально рассмотреть технологию комплексной, системной организации работ по маркетинговому анализу. Однако практика показывает, что если ритейлеры и уделяют внимание маркетингу и аналитике, то скорее "по остаточному принципу".
На первых местах в списке "фаворитов хозяйского внимания" находятся как правило финансовый учет, организация процесса поставок/закупок и кадровый контроль (в том числе, служба безопасности торговой сети). Ни в коей мере не умаляя важность этих процессов, следует отметить, что они, тем не менее, являют собой сервисные функции, обслуживающие основной бизнес-процесс - торговую деятельность. Бесспорно, без ведения, например, финансового учета осуществление торговли невозможно. Однако именно торговля, а не сдача налоговой отчетности является конечной задачей любой торговой компании! Также не секрет, что монотонное ведение бизнеса, без стремления к развитию обрекает компании на медленную смерть: в современном мире выживают только те, кто стремится вперед. Маркетинговый анализ в этой ситуации является функцией, которая в отличие от прочих, изначально создана не как средство обеспечения функционирования организации, а как инструмент развития. Но здесь следует отметить одну важную деталь - увеличение роли маркетинга вообще и маркетингового анализа в частности допустимо только после основательной и грамотной проработки структуры будущей системы маркетинговых исследований. В ней обязательно должны присутствовать четко и однозначно прописанные цели каждого мероприятия, методы контроля над результатами, и самое главное - способы оценки роли маркетинговых рекомендаций и аналитики в достижении этих результатов. В свое время автору данной статьи не раз приходилось наблюдать негативно-снисходительное отношение к аналитике по причине отсутствия последнего пункта в структуре аналитического функционала (про первых два пункта как правило помнят). Отсутствие по настоящему качественных технологий определения причин различных бизнес-событий нередко делает оценку результатов маркетинга практически полностью зависящей от мнения и впечатления, произведенного на заказчика работ (читай - руководителей и начальников). В случае если маркетинговые мероприятия либо аналитические отчеты произвели такое впечатление маркетинг в компании считается сильным и получает свое дальнейшее развитие и расширение. В противном случае - считается "бюджетным" придатком рекламного подразделения, не участвующим в формировании прибыли, и сокращается до минимума. Между тем, бремя доказательств значимости роли маркетингового анализа в формировании как текущих, так и будущих результатов лежит на самих маркетологах. Они же, в свою очередь, нередко придерживаются пассивной тактики, используя академический, "учебнический" подход, когда практическая работа строится на теоретических схемах типа "сбор информации - просчет информации - анализ и поиск причин обнаруженных событий - …" и т.д. по схеме. Между тем "найти причину" под уже обнаруженное событие не так сложно как кажется - практика знает даже такие примеры, когда объяснения "назначались" сверху самим руководством - в соответствии с его "тактическими планами развития". В этой ситуации работа аналитиков сильно напоминала известный анекдот про астролога, который, как известно должен обладать двумя навыками: 1) уметь говорить что будет; 2) уметь объяснять почему этого не произошло. В этом заключается основная проблема качественного роста роли маркетинга в одних случаях, и неоправданного роста его (маркетинга) структуры до гипертрофированных размеров в других случаях. Для разработки грамотной технологии определения "веса маркетинга" в результатах деятельности компании необходимо иметь четкую систему формирования своего рода гарантий будущих результатов. Гарантии должны создаваться посредством описания всех возможных вариантов развития событий по штатному сценарию (т.е. без использования маркетинговых рекомендаций), и по "активному сценарию", когда маркетинговые рекомендации будут воплощены и принесут те или иные обещанные в отчете результаты. Разумеется, перспектива отвечать рублем за возможно не связанные с ошибками анализа результаты кому-то покажется неправильной. Однако жизнь такова, что любое высокое положение в бизнес-иерархии (а именно здесь и место маркетингу) связано не только с большими привилегиями и правами, но и с вытекающими из них обязанностями и ответственностью. Ведь кто-то должен отвечать за риски наступления неблагоприятных событий (например, за то же затоваривание склада в случае снижения продаж). И если в маркетинговых отчетах не будет видна готовность к разделению ответственности за конечный результат, то это будет автоматически (и справедливо!) восприниматься как возложение ее на других исполнителей мероприятий: менеджеров по закупкам, рекламщиков, мерчендайзеров, и т.п… Нетрудно догадаться, что никто из них не захочет играть в безвыигрышную лотерею где успех делится поровну между всеми, а риски неудач достаются только одной стороне. В итоге потенциально полезные решения и рекомендации ложатся на полку, как "вызывающие сомнения". Чтобы посодействовать исправлению ситуации рассмотрим детально основные функции аналитической работы в торговой компании, схему реализации каждого вида работ и определить формы оценок результатов каждой из них. В общем виде, структура аналитического функционала включает в себя следующие составляющие: Разумеется, перед нами далеко не исчерпывающий перечень. В нем приведены лишь основные пункты, составляющие структуру аналитических функций. Причем следует особо отметить: именно аналитических функций, а не обязанностей аналитиков. Важным моментом в организации системы аналитики, после формирования ее структуры является выбор оптимального способа реализации каждого из них: следует оценить и выбрать какие работы лучше выполнять своими силами, а для каких рациональней привлечь сторонних специалистов. Методика выбора способа реализации маркетинговой или аналитической работы частично основана на технологии проведения SWOT-анализа: в ней также составляется список положительных и отрицательных сторон каждого способа реализации оцениваемой работы. Для примера, ниже приведен общий перечень аргументов "За" для варианта реализации маркетинговых мероприятий своими силами. Реализация маркетинговых работ собственными силами целесообразна, если: Сначала рассмотрим комплекс внутреннего анализа (в ряде случаев его называют маркетинговым аудитом, но на самом деле маркетинговый аудит - более масштабное мероприятие, требующее отдельного описания). Анализ внутренней маркетинговой информации. В общем виде, перечень Основных Контрольных Показателей включает в себя следующие пункты. 1. Анализ продаж. Цели. Определение текущей ситуации с состоянием Основных Контрольных Показателей; Составление базовых сценариев продаж для последующего контроля результативности рекламно-маркетинговых мероприятий. Задачи. Учет динамики изменения оборотов каждого магазина сети в денежном и количественном (число покупок) выражении. Требования к информации. Наличие статистических данных о продажах как минимум за 2 года, наличие возможности оперативной выгрузки данных из СВУ(САТ) в оперативные системы обработки (например, Access или Excel). Перечень показателей: A. Показатели первичного обнаружения изменений. Следует отметить, что анализ среднего оборота на кв.м., а также сумм средней выручки с 1м2 в маркетинге не являются необходимыми. Они предназначены главным образом для финансового анализа - оценки рентабельности, просчета коэффициента финансовой устойчивости и прочих коэффициентов, контролирующих текущее функционирование организации. Определение по ним причин изменений (даже в общих чертах) невозможно - а именно в этом состоит суть Маркетингового анализа! B. Показатели детализированного анализа изменений. Вычисление структуры оборачиваемости, являя собой несравнимо более сложный процесс призвано для другого - на основе этих цифр оценивается степень оптимизации процесса поставок/закупок/! Дело в том, что в немалом числе случаев потеря прибыли компании происходит из-за убытков, понесенных от "досрочной" распродажи запасов одних товаров; а также излишков товарных запасов, скопившихся при падении продаж, либо от неграмотно организованного процесса поставок. Используемые для этой цели упрощенные формулы автоматического формирования заказов как правило основаны на вычислении средневзвешенных значений о продажах за ближайшие предыдущие периоды и конечно не могут учитывать влияние сезонных факторов, проводившихся акций и т.п. … Решением является использование своего рода кибернетического (частично машина, частично вручную) подхода, когда на полученные результаты накладываются дополнительные коэффициенты поправки. Такие коэффициенты включают в себя: Источник: http://www.marketing-ua.com |
Copyright © 2001-2024 "КОМПАСС Украина". Все права защищены. Использование материалов "Articles.KOMPASS.UA" разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на "Articles.KOMPASS.UA". |