Международный поисковый B2B-портал КОМПАСС
+38 (057) 758-78-30, 759-12-66 office@kompass.ua www.kompass.ua |
Легенды происхождения цветовНазвания цветов приходили к нам из разных стран, но все рекорды бьет Древняя Греция. Да оно и понятно, здесь процветал культ красоты, и каждое из прекраснейших творений природы порождало прекраснейшую легенду. Очень любопытно происхождение названий различных цветов. Зачастую в названии содержится в сжатом виде история и легенда цветка, отражены основные или характерные признаки, оценка его основных качеств, место его произрастания и даже некая тайна. Адонис (от финикийского – владыка) был возлюбленным самой богини любви Афродиты, ее неизменным спутником. Но боги, а, тем более, богини, ревнивы. Богиня охоты Артемида наслала на Адониса дикого кабана, который убил его. Кровь Адониса Афродита окропила нектаром, и та превратилась в цветы – адонисы. Афродита горько оплакивает любимого, и из ее слез вырастают анемоны. Зависть сгубила и Пеона, целителя олимпийских богов, ученика бога врачевания Асклепия. Когда он вылечил бога подземного царства Аида, учитель возненавидел ученика. Опасаясь мести Асклепия, Пеон обратился к богам, которых он лечил, и те превратили его в пышный цветок – пион. Дельфиниум многие народы Европы сравнивают со шпорами, и только в Древней Греции, живущей в окружении моря, считали, что он похож на голову дельфина. И неудивительно, в Древней Греции процветал культ дельфина, это была одна из ипостасей бога Аполлона, в честь дельфина Аполлон основал город Дельфы. Согласно легенде некогда в Элладе жил юноша, которого боги за то, что он изваял статую умершей возлюбленной и вдохнул в нее жизнь, превратили в дельфина. Юноша часто подплывал к берегу, если видел на нем свою возлюбленную, но та не замечала его. И тогда юноша, чтобы выразить свою любовь, принес девушке нежный лазоревый цветок. Это и был дельфиниум. «Гиацинт» по-гречески означает «цветок дождей», но греки связывают его название с легендарным юношей Гиацинтом. Тот, как водится в легендах, дружил с богами, особенно ему покровительствовали бог Аполлон и бог южного ветра Зефир. Однажды Аполлон и Гиацинт соревновались в метании диска. И когда диск метнул бог Аполлон, Зефир, желая победы Гиацинту, сильно подул. Увы, неудачно. Диск изменил траекторию, попал в лицо Гиацинту и убил его. Опечаленный Аполлон превратил капли крови гиацинта в прекрасные цветы. Форма их цветков с одной стороны напоминал букву «альфа», с другой – букву «гамма» (инициалы Аполлона и Гиацинта).
И славянская мифология давала красивые имена цветам. Рассказывают, жила когда-то девушка Анюта. Полюбила она прекрасного юношу, но испугался тот ее любви. А Анюта ждала его, ждала, пока не померла с тоски. А на ее могиле выросли цветы, в трехцветных лепестках которых отразились ее чистота, горечь от измены и печаль: белый, желтый и фиолетовый цвета. А может все было по-другому, и многие верят, что в цветы была превращена не в меру любопытная Анюта, за то, что любила заглянуть куда не надо. Васильку тоже не повезло. Его околдовала русалка. Она пыталась утащить Василька в воду. Но упорный паренекек не поддался ей и поселился в поле. Огорченная русалка превратила его в синий, цвета воды, цветок. О происхождении розы сложилось много разных легенд. Из волн моря появилась на свет богиня любви Афродита. Едва она вышла на берег, как хлопья пены, сверкавшие на ее теле, стали превращаться в ярко-красные розы. Мусульмане считают, что белая роза выросла из капель пота Магомета при его ночном восхождении на небо, красная роза — из капель пота сопровождавшего его архангела Гавриила, а желтая — из пота бывшего при Магомете животного. Живописцы изображали Богородицу с тремя венками. Венок из белых роз означал Ее радость, из красных — страдания, а из желтых — Ее славу. Красная моховая роза возникла из капель крови Христовой, струившейся по Кресту. Ангелы собирали ее в золотые чаши, но несколько капель упали на мох, из них выросла роза, ярко-красный цвет которой должен напоминать о пролитой за наши грехи крови. В Древнем Риме роза служила символом чувственной любви. Все гости императорских оргий надевали венки из роз, в чашу с вином бросали розовые лепестки, и отхлебнув немного, подносили своей возлюбленной. Во времена падения Рима роза служила символом молчания. В то время было опасно делиться своими мыслями, поэтому во время пиршеств, на потолке залы вешали искусственную белую розу, взгляд на которую заставлял многих сдерживать свою откровенность. Так появилось выражение "sub rоsa dictum" — сказанное под розой, т.е. под секретом. Лилия По еврейским сказаниям, цветок этот рос в раю во время искушения Евы дьяволом и мог оскверниться им, но ничья грязная рука не осмелилась коснуться его. Поэтому евреи украшали им священные алтари, капители колонн храма Соломона. Возможно, по этой причине по указанию Моисея лилии украшали семисвечник. Белая лилия — символ невинности и чистоты — выросла из молока матери богов — Геры (Юноны), которая нашла спрятанного от ее ревнивого взора младенца фиванской царицы Геркулеса, и зная божественное происхождение малютки, хотела дать ему молока. Но мальчик, почуяв в ней своего врага, укусил и оттолкнул ее, а молоко разлилось по небу, образовав Млечный путь. Несколько капель упали на землю и превратились в лилии. О красной лилие рассказывают, что она поменяла цвет в ночь перед крестным страданием Христа. Когда Спаситель проходил по Гефсиманскому саду, то в знак сострадания и печали перед Ним склонили головы все цветы, кроме лилии, которая хотела, чтобы Он насладился ее красотой. Но когда страдальческий взор упал на нее, то румянец стыда за свою гордость в сравнении с Его смирением разлился по ее лепесткам и остался навсегда. В католических землях существует предание, что Архангел Гавриил в день Благовещения явился к Пресвятой Деве с лилией. С лилией, как символом чистоты и непорочности, изображаются у католиков св.Иосиф, св.Иоанн, св.Франциск.
Существует поверье, что когда ландыш отцветает, вырастает маленькая круглая ягодка — горючие, огненные слезы, которыми ландыш оплакивает весну, кругосветную путешественницу, рассыпающую всем свои ласки и нигде не останавливающуюся. Влюбленный ландыш так же безмолвно перенес свое горе, как нес и радость любви. Выводя ландыши искусственно, их часто выращивают в сосудах особой формы, имеющих вид шара, ваз, яиц. При тщательном уходе ландыши так плотно обрастают сосуд, что он становится незаметным. Хризантем — любимец Японии. Изображение его священно и правом носить его пользуются только члены императорского дома. Силой правительственной защиты пользуется только символический хризантем в 16 лепестков. Он является символом дающего всему жизнь солнца. В Европу хризантемы были впервые ввезены в Англию в XVII веке. Здесь они являются не столько цветами для букетов, сколько похоронными. Возможно, поэтому об их происхождении существует грустное предание. У бедной женщины умер сын. Она украшала дорогую для нее могилу собранными по дороге полевыми цветами, пока не настали холода. Тогда она вспомнила о букете искусственных цветов, который завещала ее мать как залог счастья. Этот букет она положила на могилу, оросила его слезами, помолилась, а когда приподняла голову, то увидела чудо: вся могила была покрыта живыми хризантемами. Их горьковатый запах как бы говорил, что они посвящены печали. Свое научное название Myоsоtis, обозначающее в переводе "мышиное ушко", незабудки получили из-за покрытых волосками листьев. О происхождении незабудок существуют различные легенды. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память. По распространенному в Германии поверию, незабудки вырастают на могилах некрещеных детей, как бы упрекая родителей в том, что они забыли исполнить этот обряд.
Свое название "маргаритка" цветок получил от греческого слова margarites — "жемчужина". Романтичные рыцари, для которых Дева Мария служила идеалом, выбрали скромную маргаритку в качестве своего цветка. По обычаю влюбленный рыцарь подносил даме сердца букет маргариток. Если дама решалась ответить "да", она выбирала из букета самую крупную маргаритку и дарила ее мужчине. С этого момента ему было позволено нарисовать на своем щите маргаритку — знак взаимной любви. Но если дама пребывала в нерешительности, она сплетала из маргариток венок и отдавала его рыцарю. Такой жест не считался категоричным отказом, и порой до конца своей жизни обладатель веночка из маргариток ждал благосклонности жестокой дамы. Существует повествование о происхождении сирени. Богиня весны разбудила Солнце и его верную спутницу Ирис (радугу), смешала лучи солнца с пестрыми лучами радуги, начала щедро сыпать их на свежие борозды, на луга, ветви деревьев — и всюду появлялись цветы, а земля ликовала от этой благодати. Так они дошли до Скандинавии, но у радуги осталась только лиловая краска.Вскоре здесь оказалось столько сирени, что Солнце решило смешать краски на палитре Радуги и начало сеять белые лучи — так к лиловой сирени присоединилась белая. Родина сирени — Персия. В Европу она попала лишь в XVI веке. В Англии сирень считается цветком несчастья. Старая английская пословица говорит, что тот, кто носит сирень, никогда не будет носить венчальное кольцо. На Востоке сирень служит символом грустного расставания, и влюбленные вручают ее друг другу при расставании навсегда. Кувшинка В Германии рассказывали, что однажды русалочка влюбилась в рыцаря, а тот не ответил ей Легенды происхождения цветоввзаимностью. От горя нимфа превратилась в кувшинку. Существует поверье, что нифмы укрываются в цветах и на листьях кувшинок, а в полночь начинают водить хороводы и увлекают за собой проходящих мимо озера людей. Если кому-то и удалось как-нибудь от них убежать, то потом горе его иссушит. По другому сказанию, кувшинки — это дети красавицы графини, увлеченной в тину болотным царем. Убитая горем мать графини ежедневно ходила на берег болота. Однажды она увидела дивный белый цветок, лепестки которого напоминали цвет лица ее дочери, а тычинки — ее золотистые волосы. Камелию считают красивым, но бездушным цветком — эмблемой холодности и черствости чувств,Легенды происхождения цветов эмблемой красивых, но бессердечных женщин, которые, не любя, завлекают и губят. О возникновении камелии на земле существует такое сказание. Эроту (Амур), пресытившемуся любовью богинь Олимпа и земных женщин, его мать Афродита посоветовала полететь на другую планету. На Сатурне он услышал хор ангельских голосов и увидел красивых женщин с белым телом, серебристыми волосами и светло-голубыми глазами. Они посмотрели на Эрота, любовались его красотой, но не увлекались им. Напрасно он пускал свои стрелы. Тогда в отчаянии он бросился к Афродите, которая возмущенная таким несвойственным женщинам бездушием, решила, что эти бесчувственные существа недостойны быть женщинами и должны сойти на землю и превратиться в цветы.
Гвоздика Согласно древней легенде, когда-то очень давно на Земле жили боги. И как-то раз богиня Артемида, дочь Зевса и Латоны, возвращаясь с охоты, увидела пастушка, который играл на флейте. Он не подозревал о том, что звуки флейты напугали и разогнали всех зверей в округе. Разгневанная неудачной охотой богиня выпустила стрелу и остановила сердце прекрасного музыканта. Но очень скоро гнев богини сменился на милость и раскаяние. Она воззвала к богу Зевсу и попросила его превратить мертвого юношу в красивый цветок. С тех самых пор греки называют гвоздику цветком Зевса, мудрого и могучего бога, который подарил юноше бессмертие. Лотос – символ прохождения через все стихии: корнями он в земле, растёт в воде, цветёт на воздухе, а питают его огненные лучи Солнца. Мифопоэтическая традиция Древней Индии представляла нашу землю как гигантский лотос, распустившийся на поверхности вод, а рай — как огромное озеро, поросшее прекрасными розовыми лотосами, где обитают праведные, чистые души. Белый лотос — непременный атрибут божественной власти. Поэтому многие боги Индии традиционно изображались стоящими или сидящими на лотосе или с цветком лотоса в руке. В древнеиндийском эпосе "Махабхарате" описывается лотос, который имел тысячу лепестков, сиял как солнце и рассеивал вокруг восхитительный аромат. Этот лотос, по поверьям, удлинял жизнь, возвращал молодость и красоту. Нарцисс В древнегреческой легенде красивый молодой юноша Нарцисс жестоко отверг любовь нимфы. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: "Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит". В жаркий полдень истомленный зноем молодой Нарцисс наклонился попить из ручья, и в его светлых струях увидел свое отражение. Никогда раньше не встречал Нарцисс подобной красоты и потому потерял покой. Каждое утро он приходил к ручью, погружал свои руки в воду, чтобы обнять того, кого видел, но все было тщетно. Нарцисс перестал есть, пить, спать, потому что не в силах был отойти от ручья, и таял почти на глазах, пока не исчез бесследно. А на земле, где его видели, последний раз вырос душистый белый цветок холодной красоты . С тех пор мифические богини возмездия фурии украшали свои головы венками из нарциссов. У разных народов и в разные времена нарцисс пользовался любовью и имел различное значение. Персидский царь Кир называл его "созданием красоты, бессмертною усладою". Древние римляне желтыми нарциссами встречали победителей битв. Изображение этого цветка встречается на стенах древней Помпеи. У китайцев он обязателен в каждом доме в новогодний праздник, и особенно много нарциссов разводят в Гуанчжоу (Кантоне), где их выращивают в стеклянных чашках в сыром песке или в залитых водой небольших камешках. Красивая легенда об орхидеи была у новозеландского племени майори. Они были уверены в божественном происхождении этих цветов. Давным-давно, задолго до появления людей, единственными видимыми частями земли были заснеженные пики высоких гор. Время от времени солнце подтаивало снег, заставляя тем самым воду бурным потоком спускаться с гор, образуя при этом восхитительные водопады. Те, в свою очередь, бурлящей пеной неслись в сторону морей и океанов, после чего, испаряясь, образовывали кучерявые облака. Эти облака в конце концов совсем заслонили от солнца вид на землю. Однажды солнцу захотелось проколоть этот непроницаемый покров. Пошел сильный тропический дождь. После него образовалась огромная радуга, обнявшая все небо. Восхищенные невиданным доселе зрелищем бессмертные духи — единственные тогда обитатели земли — стали слетаться к радуге со всех даже самых отдаленных краев. Каждому хотелось отхватить местечко на разноцветном мосту. Они толкались и бранились. Но потом все уселись на радугу и дружно запели. Мало-помалу радуга прогибалась под их тяжестью, пока наконец не рухнула на землю, рассыпавшись при этом на несметное количество мелких разноцветных искорок. Бессмертные духи, доселе не видевшие ничего подобного, затаив дыхание наблюдали за фантастическим разноцветным дождем. Каждая частичка земли с благодарностью приняла осколки небесного моста. Те из них, которые были пойманы деревьями, превратились в орхидеи. С этого и началось триумфальное шествие орхидей по земле. Разноцветных фонариков становилось все больше и больше, и уже ни один цветок не осмеливался оспаривать право орхидеи называться королевой цветочного царства. Легенда о белой орхидее Юноша по имени Жуан получил королевский заказ, найти в джунглях Южной Америки редкую орхидею экзотического цвета для украшения ее дворца. Поиски оказались опасными и трудными. И несколько недель спустя, в бреду и лихорадке, полуживой, Жуан добрался до деревни. Деревенские жители дали ему кров в небольшой деревенской церквушке и позаботились о нем, как смогли. Когда Жуан пришел в себя, он был изумлен, увидев великолепную белую орхидею, растущую прямо на кресте церковной крыши. Он попросил священника отдать ему это растение, но получил твердый отказ. Священник пояснил свой отказ, тем, что во времена страшного голода, которые сопровождались длительной засухой, деревенские жители начали колебаться в своей христианской вере. И чтобы вернуть назад жителей деревни от их язычества священник пообещал, что дожди наступят, как только жители деревни пожертвуют храму их наиболее ценную вещь. Поверив священнику люди принесли великолепную орхидею, которую они сняли с алтаря своих языческих богов и прикрепили на церковный крест. Как только они это сделали, небо затянулось тяжелыми тучами, и начался ливень. Когда гроза закончилась, деревенские жители с удивлением заметили, что дождь смыл всю окраску с лепестков орхидеи и теперь цветы стали белыми и прозрачными, как луна. Теперь представьте себе, насколько трудно было получить растение в обмен на то, что он смог бы предложить селянам, и что они смогли бы поистине высоко оценить — этим могла оказаться только победа в ежегодном петушином бою над своими соседями, проходившим между селениями. Жуан направился в Мехико, где однажды отдал на обучение чемпиону бойцовского петуха. Когда Жуан вернулся в деревню, он принес одну замечательную бойцовскую птицу, безусловного победителя — Фуэго де Оро. Приближался день турнира, и, наконец, два соперника были брошены на арену для петушиных боев. Некоторое время птицы наблюдали друг за другом, затем, взмахивая крыльями, начали бросаться в атаку друг на друга. Вскоре они были полностью окутаны облаком пыли. Когда накал борьбы спал и солнце, наконец, осветило арену еще раз, результат борьбы стал ясен — победа за Фуэго де Оро. Теперь птица стала чистить клювом и приглаживать свои окровавленные и всклокоченные перья, вся расцветка, пятна и грязь каким то чудом исчезли, и его оперение засияло такой же снежной чистотой, как желанная белая орхидея. Источник: http://nnm.ru |
Copyright © 2001-2024 "КОМПАСС Украина". Все права защищены. Использование материалов "Articles.KOMPASS.UA" разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на "Articles.KOMPASS.UA". |